119333, г. Москва, Ленинский проспект, д. 55/1, стр. 1

РАПУ предупреждает о мошенниках

08.04.2020 | Аналитика
Скачать памятку
Высокие темпы роста агропромышленного комплекса привлекают не только инвесторов и партнёров, но, к сожалению, и недобросовестные организации, желающие нажиться на сельхозтоваропроизводителях мошенническим путем. В сезон закупки удобрений, весной и осенью, аграриям начинают поступать привлекательные предложения от фирм, прикрывающихся известными брендами. Их цель - получить предоплату и безнаказанно скрыться. РАПУ прилагает все усилия, чтобы противодействовать появлению таких ситуаций: на кону стоят платежеспособность ключевых покупателей и репутация производителей минеральных удобрений.

Как устроены мошеннические схемы 

Внимание мошенников отрасль минеральных удобрений привлекла сравнительно недавно: первая волна мошеннических схем была зарегистрирована в 2015-2016 годы. Причиной этого стало успешное развитие сельхозпроизводства в России. По данным Минсельхоза РФ, в период с 2014 по 2018 годы на фоне санкций и ответных мер по ограничению импортных поставок оно выросло на 14,3%. В свою очередь увеличилась закупка минеральных удобрений предприятиями АПК – более чем в 2 раза за последние 5 лет. 

Цифра

>1 млрд
руб.

составил ущерб от действий мошенников за последние годы

В результате этого роста рынок минеральных удобрений не избежал участи таких крупных сегментов экономики, как нефтегазовая отрасль и металлургия, где миллиардные обороты привлекают мошенников уже многие годы.

Ситуация с мошенничеством на рынке минеральных удобрений не уникальна, так же как и схемы, которые используют злоумышленники. Как правило, они регистрируют фирмы-однодневки с названиями, аналогичными известным и уважаемым на рынке брендам, и от их лица рассылают аграриям коммерческие предложения с ценами, существенно ниже рыночных. Движимые желанием сэкономить, сельхозпредприятия заключают с подставной фирмой договор, оформленный тщательно подделанном под официальный бланке, с фамилией представителя реального поставщика, но с фальшивыми реквизитами, печатью и подписью. 

Чтобы ввести покупателей в заблуждение, мошенники могут создавать дубликаты сайтов крупных поставщиков, внося в название интернет-страниц визуально малозаметные изменения (например, используя единицу вместо буквы "l" или "m" вместо "n"). Аналогично преступники поступают с электронными адресами. Прежде чем выйти на прямое взаимодействие с сельхозпредприятиями, мошенники тщательно готовятся, заранее изучая манеру общения менеджеров торговой компании, брендом которой прикрываются. 

После того, как покупатель перечислил аванс, мошенники либо затягивают поставку, а затем исчезают, либо предоставляют фиктивные документы на получение товара у добросовестного поставщика, а тот, естественно, дает обоснованный отказ.
Как правило, на рынке действуют "устойчивые преступные группы, которые для своей мошеннической деятельности используют ограниченный набор адресов электронной почты и номеров телефонов и не меняют их по много месяцев", говорит представитель "ЕвроХима", одного из крупнейших поставщиков удобрений на российском рынке. 

Зато меняются использующие эти данные фирмы-однодневки. К сожалению, сейчас в российском законодательстве нет препятствий для регистрации компаний-двойников.  "На сегодняшний день регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями не противоречит закону, обязательная процедура проверки наименования предприятия на уникальность законодательством Российской Федерации также не предусмотрена", – комментируют эксперты РАПУ. 

Во сколько обходятся действия мошенников

По итогам 2015-2016 гг., на которые пришелся первый всплеск мошеннических схем с удобрениями, Минсельхоз РФ заявлял, что потери предприятий АПК исчисляются "сотнями миллионов". К настоящему времени, по оценкам РАПУ, ущерб от действий мошенников уже превысил 1 млрд рублей и продолжает расти. 

Наиболее уязвимыми оказываются средние и малые предприятия в удаленных районах, которым сложно лично обратиться в офис компании-поставщика для перепроверки коммерческого предложения. Экономические последствия для сельхозпредприятий тем ощутимее, что обычно для закупки минеральных удобрений они используют заемные средства.

После исчезновения подставных лиц предъявить претензии, как правило, уже некому, а взыскать перечисленные средства почти не представляется возможным. В лучшем случае обращение в суд позволяет привлечь к ответственности посредников – подставные лица, но не организаторов. 

Как правило, мошенники используют организации в форме обществ с ограниченной ответственностью, чтобы избежать субсидиарной ответственности, при этом на компании может не быть никаких активов, а минимальный размер уставного капитала не позволит покрыть причиненные убытки. С этой точки зрения, обращение в суд будет связано с дополнительными финансовыми вложениями (расходы на оплату услуг представителей, государственная пошлина за обращение в суд), которые, с наибольшей долей вероятности, вернуть не получится даже при разрешении дела в пользу обманутого контрагента.
Иоанна Щербакова. Юрист "Ильяшев и партнеры"
Поставщики минеральных удобрений тесно сотрудничают с полицией, в том числе самостоятельно отслеживая взаимосвязи между действующими на рынке подставными фирмами-однодневками, использующими одни и те же контактные данные и реквизиты. Эта информация передается правоохранительным органам в случае появления запроса по одной из связанных подставных фирм, отмечают в "ЕвроХиме". Компания также информирует банк, если известно, что в нем обслуживается счет, указанный в реквизитах мошеннической фирмы. 

Впрочем, правоохранительные органы формально подходят к расследованию подобных дел, сетуют участники отрасли. "На сегодняшний день, как нам кажется, единого понимания у контролирующих органов этой проблемы как угрозы безопасности развитию АПК нет. И как следствие, борьба с указанными масштабными проявлениями мошенничества, ее организованными формами не ведется комплексно, совместными усилиями отрасли и органов правопорядка", - отмечают эксперты РАПУ.

Как не стать жертвой мошенничества

Многие аграрии уже научились противостоять поползновениям мошенников в сотрудничестве с производителями минеральных удобрений. Позитивный пример приводит "ФосАгро", к которому обратилось одно из агропредприятий в Республике Татарстан с просьбой подтвердить коммерческое предложение, полученное по электронной почте якобы от имени регионального подразделения компании – ООО "ФосАгро-Волга". 

Подозрение сельхозпроизводителя вызвали цены на продукцию, значительно отличавшиеся от рыночных. Прежде чем воспользоваться "выгодным" предложением и внести предоплату, агрофирма через контакты, указанные на официальном сайте "ФосАгро", связалась с представителем компании в Поволжье и убедилась, что едва не стала жертвой мошенников, прикрывавшихся именем известного поставщика удобрений. Потери сельхозпредприятия, если бы мошенничество не удалось предотвратить, могли составить более 1,5 млн рублей.  

"Жертвами мошенников становятся те сельхозтоваропроизводители, которые ранее никогда с нами не сотрудничали. Ранее работавшие с нами покупатели при получении "коммерческих предложений" от мошенников в большинстве случаев перепроверяют эти "предложения" через нас", - говорит представитель "ЕвроХима". 

Производители удобрений регулярно проводят работу по информированию сельхозпредприятий о существующих на рынке мошеннических схемах и о том, как можно их избежать. Предупредительную работу на рынке проводит также Министерство сельского хозяйства РФ. Компании рекомендуют внимательно проверять заключаемые на поставку удобрений договоры на отсутствие в них третьих лиц, соответствие реквизитов и контактных данных той информации, которая размещена на официальном сайте поставщика. 

В качестве показательного примера можно привести кейс "Акрона". В 2018 году мошенники подделали официальный сайт дистрибьютора ЗАО «Агронова» с указанием недостоверных контактных данных и рассылали аграриям предложения якобы от лица предприятий "Акрона". 

Отследив мошеннические действия, компания опубликовала уведомление для клиентов, в котором указала адрес сайта злоумышленников, дала телефоны для перепроверки информации и рекомендовала покупателям "во избежание нежелательных последствий проявлять осмотрительность и осторожность" при получении предложений на поставку продукции своих предприятий "от иных юридических и физических лиц без предварительной проверки их финансово-экономической состоятельности и контактных данных".

"На внутреннем рынке России есть компании и даже физические лица, которые представляются дистрибьюторами "Алмаз Удобрения" ("Гидрометаллургический завод", г. Лермонтов) или эксклюзивными партнерами торгового дома "Кашемир Капитал", который входит в группу компаний "Алмаз Групп". И те, и другие представляют репутационные риски для компании", - отметил представитель группы, добавив, что в помощь клиентам регулярно компания публикует сайте список актуальных партнеров.

В 2018 году с действиями мошенников столкнулся торговый дом "УРАЛХИМ", один из потенциальных клиентов которого – нижнекамский "Орсис-Агро", внес аванс на 2,2 млн рублей за поставки, которые так и не были осуществлены. "Злоумышленники пользуются именами менеджеров, фирменными бланками торгового дома "УРАЛХИМ", ведут переговоры, присылают счета на оплату, проекты договоров, другие документы, от лица торгового дома", - предупреждают в компании. 

Для противодействия реализации мошеннических схем "УРАЛХИМ" разместил на сайте информацию, с помощью которой клиенты могут перепроверить поступающие от имени компании предложения. "Мошенники очень убедительны, они легко ведут переговоры, обещают преимущества и скидки, поставку удобрений после оплаты счета, но никакой поставки после оплаты никогда не происходит", - подчеркивают в "УРАЛХИМе". Мошенники орудуют не только на территории РФ, но и в странах, куда российские производители поставляют свою продукцию.  С этим, в частности, столкнулся "Уралкалий", под именем которого злоумышленники продавали контрафактный хлористый калий. 

Как говорится в сообщении на сайте компании, в ее адрес неоднократно поступали обращения потребителей как из дальнего зарубежья, так и стран СНГ с претензиями относительно крайне низкого качества продукции. В ходе проведении проверок было установлено, что во всех случаях поставки осуществлялись от компаний, не имеющих договорных отношений с "Уралкалием", а потребителям предоставлялись поддельные документы на продукцию. При этом указанный товар не был произведен на производственных мощностях компании, а установить его происхождение не представлялось возможным. 

Чтобы снизить риски своих клиентов производители минеральных удобрений публикуют списки аккредитованных поставщиков, а также компаний, с которыми у них отсутствуют договорные отношения. Как правило, поставками за рубеж занимаются собственные структуры производителей.
"Принятие превентивных мер, направленных на проверку контрагентов перед заключением контракта, в большинстве случаев более эффективно по сравнению с ситуациями, когда восстанавливать справедливость приходится через суд и правоохранительные органы", - говорит Иоанна Щербакова. 

Юрист рекомендует перед сделкой обязательно проверять следующую информацию: факт регистрации поставщика в ЕГРЮЛ; является ли массовым адрес регистрации поставщика или его директор; есть ли полномочия на заключение контракта у лица, действующего от контрагента; наличие исполнительных производств, возбужденных дел о банкротстве; реквизиты контрагента и его генерального поставщика; любую иную информацию о контрагенте, которая содержится в открытых источниках, а также специализированных сервисах по проверке контрагентов. 

Важно также проверить, действительно ли поставщик аккредитован соответствующим крупным производителем минеральных удобрений, и, если он действует от его имени, запросить подтверждающую документацию. Иногда мошенники в сфальсифицированном договоре от известного производителя указывают в качестве поставщика третье лицо – финансового агента, такого быть не должно.

Получили выгодное предложение на поставку минеральных удобрений?

1 шаг.
Запросите документы, подтверждающие происхождение продукции (договор, сертификат качества на партию товара, накладные на отгруженную продукцию). Мошенники могут отказаться предоставить документы, ссылаясь на  коммерческую тайну.
2 шаг.
Обратите внимание на контактные данные продавца. Мошенники, как правило, отправляют письма с публичных доменов (@yandex.ru, @mail.ru и т.п.) или с доменов с искаженным названием реального поставщика (меняют порядок букв, вставляют символы и т.д.; аналогичные уловки применяются при создании клонов сайта поставщика), используют для связи только мобильные телефоны или мессенджеры, почти всегда отказываются от личной встречи.
3 шаг.
Найдите на официальном сайте производителя удобрений перечень компаний, с которыми заключены прямые договоры на поставку. Проверьте, есть ли в этом списке обратившийся к вам продавец.
4 шаг.
Проверьте по ИНН данные компании-продавца. Если компания учреждена недавно, учредитель – физлицо, а ее УК не превышает 100 тыс. руб., стоит насторожиться.
5 шаг.
Если у вас возникли сомнения, обратитесь напрямую к компании-производителю, используя контактную информацию на официальном сайте. По возможности посетите офис компании в регионе. Сообщите о поступившем вам предложении, узнайте, действительно ли оно исходит от официального представителя компании.
6 шаг.
В договоре и, что особенно важно, в предъявленном к оплате счете, внимательно проверьте реквизиты продавца. Они должны совпадать с указанными на официальном сайте компании-поставщика. Обратите внимание, есть ли в договоре третье лицо – финансовый агент. Его быть не должно.
7 шаг.
Не вносите предоплату пока полностью не убедитесь, что имеете дело с официальным представителем компании-поставщика.
8 шаг.
Если после оплаты товар так и не был поставлен, как можно скорее обратитесь в правоохранительные органы, уведомите компанию-производителя, от имени которой действовали подставные лица. Это увеличит вероятность благополучного исхода дела и позволит предотвратить новые случаи мошенничества.

img
 
На верх страницы