Непростая экономическая ситуация, сложные погодные условия, волатильность спроса — со стороны кажется, что будучи аграрием все потерять в тысячу раз проще, чем хоть что-то заработать. А ведь нужно и свою семью кормить и народ нашей страны. Ладно, возьмем кредит, запасемся современными технологическими новинками и что-нибудь вырастим. Не тут-то было. Оказывается за углом подстерегает еще одна опасность — мошенники.
На рынке уже стала классической схема: приходит почтовая рассылка от именитого производителя удобрений, цены хорошие, да еще и скидку дают. Ребята в костюмах, общаются от лица организации. Подписи в почте, все солидно. Даже договор от юридического лица с названием торгового дома уважаемого производителя. Осталось всего ничего, взять очередной кредит и внести предоплату за столь нужный для бизнеса продукт. Ну и, конечно, после аванса эти горе предприниматели пропадают. Выясняется, что компания имеет аналогичное название, а вот юридический адрес и основные реквизиты (ИНН/ОГРН) отличаются. Далее суд и безрезультатные попытки вернуть заплаченный аванс.
От подобной схемы в этом году пострадал аграрный производитель из Татарстана — компания «Орсис-Агро». «На нас вышли мошенники с предложением о покупке удобрений по договору с предоплатой. Они представлялись сотрудниками ТД Уралхим, вели переписку на бланках этой организации и не вызвали у нас подозрений. После заключения договора и оплаты аванса они пропали», — сообщил изданию FertilizerDaily генеральный директор компании Андрей Таврин. Сейчас «Орсис-Агро» судится с ненастоящим Уралхимом, пытаясь вернуть оплаченный аванс в размере 2,205 млн. руб.
Представители компании «Уралхим» заявили, что ответчик по данному делу не имеет ничего общего с ООО «Торговый дом «Уралхим» (ИНН 5903091456), являющимся единственным официальным торговым агентом компании на российском рынке. Об этом они проинформировали арбитражный суд Московской области, в котором рассматривается данное дело. Похоже, что этот случай не единственный, а схема очень хорошо отработана.
С подобной проблемой сталкиваются не только желающие приобрести продукцию компании «Уралхим», но и большинства других крупных производителей. Руководитель пресс-службы компании «ЕвроХим» Владимир Торин рассказал нашему изданию, что «проблема на рынке присутствует давно и решить ее пока не удалось. Еще в 2016-ом году мы публично предупреждали нашего потребителя, что лица, представляющиеся работниками компаний, якобы сотрудничающих с Минерально-химической компанией «ЕвроХим» под видом дилеров, дистрибуторов или оптовых покупателей, а также лица, выдающие себя за сотрудников действующих агроцентров или предприятий нашей компании, вводят потенциальных покупателей в заблуждение. Цель мошенников в переговорах с покупателем — убедить осуществить предоплату за товар, которого у них нет. Основной метод распространения ложной информации — массовая рассылка прайс-листов с указанием цен на продукцию ниже рыночных. Для этого мошенниками используется электронная почта, как правило с общедоступным доменом, и факс».
Ситуация крайне сложная, ведь российское законодательство не запрещает регистрацию юридических лиц с одинаковыми наименованиями. Так что лжехолдингов на рынке может быть сколько угодно, а взыскать с них почти нечего — обычно такие компании в течение короткого времени подают на банкротство, а директора у них подставные.
Представители комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию, зато нам удалось получить весьма развернутый комментарий от Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ). Представители ассоциации напоминают, что мошенники как явление присутствуют на многих рынках и от них страдают и компании топливно-энергетического сектора, и металлурги, и торговые компании. Успехами отрасли минеральных удобрений злоумышленники вдохновились сравнительно недавно: первая волна мошенничества была отмечена предприятиями-членами РАПУ в 2015 году, и она была направлена против крупнейших игроков агрохимического рынка.
Производители минеральных удобрений сотрудничают по этой тематике с правоохранительными органами. Но на сегодняшний день единого понимания у контролирующих органов этой проблемы, как угрозы безопасности развитию АПК, нет. Как следствие, борьба с указанными масштабными проявлениями мошенничества, ее организованными формами, ведется не комплексно, без должного межведомственного взаимодействия правоохранительных и налоговых органов. Хотя, по оценкам экспертов РАПУ, ущерб аграриев за последние годы составил около 1 млрд. руб.
После обращения РАПУ к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву и в Правительство России в 2016-2017 годах было заведено около 80 уголовных дел.
Главное преимущество лжепоставщиков — возможность создания компаний-двойников. На сегодняшний день регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями не противоречит закону, обязательная процедура проверки наименования предприятия на уникальность законодательством Российской Федерации также не предусмотрена. Мошенники легко создают юридическое лицо с названием одной из агрохимических компаний или ее сбытовых структур и какое-то время беспрепятственно используют его для введения в заблуждение и обмана потребителей.
Также, один из способов, ставший популярным в последнее время – создание и реклама сайтов-клонов производителей минеральных удобрений, с фальшивыми телефонами и адресами. Поэтому необходимо дополнительно проверить адрес сайта или электронной почты, сверив его с данными из официального каталога производителя, к примеру. Начать надо с проверки правильности написания самого доменного имени – как в названии сайта, так и при переписке по электронной почте. Здесь часто проявляется невнимательность клиента, на что и рассчитывают мошенники. Например, в доменном имени мошенники могут употреблять цифру «1» вместо английской «l», «n» вместо «m» и т.д., рассчитывая, что этого никто не заметит.
Единственным адекватным решением на текущий момент может стать повышенная внимательность со стороны потребителя — помните, что вы можете быть обмануты. До перевода любых авансов и подписания документов внимательно сверьте реквизиты контрагента с опубликованными на сайте производителя. Понимая, что потребитель может быть обманут, свои реквизиты публикуют абсолютно все крупные производители. Надеемся, что внимательность на рынке повысится, а количество подобных случаев мошенничества сведется к нулю — ведь от действий мошенников страдают все, и производители, дорожащие своей репутацией, и потребители, которые, раз заплатив мошенникам, могут уже не найти дополнительных средств на приобретение удобрений.
Источник:
Fertilizer Daily https://www.fertilizerdaily.ru/20181023-moshennichestvo-na-rynke-udobrenij/
За 15 лет потребление удобрений в российском АПК выросло более чем в 2,5 раза и в прошлом году достигло 6,1 млн т д.в.
7 октября ООО «Азот-Агро» открыло в посёлке Звёздный Кемеровского округа завод по производству семян. Мощность семеноводческого центра составляет 20 000 тонн семян ...
«Северо-Западная Фосфорная Компания» (входит в Группу «Акрон») открыла новую лабораторию информационных технологий на базе Апатитского филиала Мурманского Арктическ...
В частности, RAEX высоко оценены практики компании в области управления водными ресурсами, а также наличие политик и процедур, которые позволяют ФосАгро достигать п...